60 лет со дня кончины С.Д.Эрьзи

Степан Дмитриевич Эрьзя

С.Д.Эрьзя. Автопортрет (Тоска). 1908. Цемент. Мордовский республиканский музей изобразительных искусств им. С.Д.Эрьзи

С.Д.Эрьзя. Последняя ночь приговоренного к смертной казни. 1909. Цемент. Мордовский республиканский музей изобразительных искусств им. С.Д.Эрьзи

С.Д.Эрьзя. Лев Толстой. 1930. Кебрачо. Мордовский республиканский музей изобразительных искусств им. С.Д.Эрьзи

С.Д.Эрьзя. Портрет аргентинской женщины. 1935. Кебрачо

С.Д.Эрьзя. Автопортрет. 1947. Кебрачо. Мордовский республиканский музей изобразительных искусств им. С.Д.Эрьзи

Фрагмент выставки «Скульптор Эрьзя и Южная Америка» в Доме русского зарубежья. Москва, 2017

Степан Дмитриевич Эрьзя

С.Д.Эрьзя. Автопортрет (Тоска). 1908. Цемент. Мордовский республиканский музей изобразительных искусств им. С.Д.Эрьзи

С.Д.Эрьзя. Последняя ночь приговоренного к смертной казни. 1909. Цемент. Мордовский республиканский музей изобразительных искусств им. С.Д.Эрьзи

С.Д.Эрьзя. Лев Толстой. 1930. Кебрачо. Мордовский республиканский музей изобразительных искусств им. С.Д.Эрьзи

С.Д.Эрьзя. Портрет аргентинской женщины. 1935. Кебрачо

С.Д.Эрьзя. Автопортрет. 1947. Кебрачо. Мордовский республиканский музей изобразительных искусств им. С.Д.Эрьзи

Фрагмент выставки «Скульптор Эрьзя и Южная Америка» в Доме русского зарубежья. Москва, 2017

24 ноября 2019 года — 60 лет со дня кончины Степана Дмитриевича Эрьзи (настоящая фамилия: Нефедов; 08.11(27.10).1876, село Баево, Симбирская губерния, Россия – 24.11.1959, Москва, СССР), художника, ваятеля, мастера скульптуры из дерева, представителя стиля модерн. Псевдоним отражает принадлежность художника к этнической группе эрзя в составе мордовских народов.

За границей еще при жизни его называли «русским Роденом» и «деревенским Микеланджело», российская пресса именовала «новым Паоло Трубецким». В наши дни журналистка Мила Мельникова в одной из своих статей писала: «Для нас в Мордовии он — как Пушкин для всех россиян» (Известия Мордовии. 2004. № 199). Профессор Мордовского университета Наталья Воронина назвала художественный мир скульптора «Вселенной по имени Эрьзя».

Степан Дмитриевич родился в крестьянской семье. С детства он увлекался лепкой и рисованием. Отец, Дмитрий Нефедов, заметив художественные способности сына, отправил его учиться сначала в церковно-приходскую школу села Алтышево Алатырской волости Алатырского уезда, потом в иконописную мастерскую села Алатырь, куда семья переехала в 1892 году, а затем в такую же мастерскую в Казани. Мастера ездили расписывать церкви в разных городах Поволжья, и Степан Нефедов путешествовал вместе с ними, обучаясь тонкостям работы.

В 1901 году Степан Дмитриевич поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Он учился живописи и рисунку у известных мастеров конца XIX – начала ХХ века: Константина Коровина, Валентина Серова, Леонида Пастернака. В 1903 году молодой художник перевелся на отделение скульптуры, где преподавали Сергей Волнухин и Павел Трубецкой. В это время Нефедов и взял вместо настоящей фамилии псевдоним.

В 1906 году Эрьзя закончил учебу и уехал в Италию совершенствовать скульптурное мастерство. Он работал в редкой технике прямого высекания: вырезал фигуры из камня без предварительных набросков и проектов. Участие в международных выставках принесло первый успех.

«В 1909 году на Всемирной художественной выставке в Венеции и на выставке в Милане одновременно были выставлены семь работ Степана Дмитриевича Эрьзи. В Милане “Сеятель”, “Косец”, “Тоска”, “Усталость”, “Поп”, “Ангел” и в Венеции — исполненная трагической экспрессии композиция “Последняя ночь приговоренного к смертной казни”. Успех на этих двух выставках сразу поставил Эрьзю в ряды первых художников Европы» (Воронова О. Дум высокое стремленье // С веком наравне. М.: Молодая гвардия, 1974. Т. 3. С. 257).

В 1910 году скульптор переехал в Париж. Во Франции работы мастера, умевшего за один-два сеанса выполнить скульптурный портрет, приобретали и частные коллекционеры, и крупные музеи. В этот период созданы «Норвежская женщина», «Марта», «Тюремный священник».

Участвуя в международных выставках искусств в Венеции, Милане (1909), Ницце (1910), Риме (1911), выставке «Осенний салон» в Париже (1910–1913), Эрьзя получил мировое признание. Летом 1913 года он вернулся в Италию и поселился в городе Каррара. Здесь скульптор создал группу «Братство» для Дома итальянского рабочего объединения в Милане, статую «Иоанн Креститель» для церковного прихода в городке Феццано.

В мае 1914 года Эрьзя вернулся в Россию. Во время Первой мировой войны он работал санитаром в московском военном госпитале. Времени на занятия скульптурой почти не оставалось. Из работ этого периода можно назвать «Портрет балерины Софьи Федоровой» и «Монголку». До сих пор любимым материалом скульптора был мрамор. Теперь мастер начал экспериментировать с цементом, железобетоном, металлом, деревом.

После революции Степан Эрьзя работал над национальными и мифологическими образами — скульптурными портретами эрзянских и мордовских женщин, библейской Евы и древнегреческой Леды. Приходилось заниматься и агитационным искусством: создавать памятники Карлу Марксу и Владимиру Ленину, фигуры рабочих и крестьян.

С 1918 по 1926 год Эрьзя жил на Урале (Екатеринбург, село Мраморское) и на Кавказе (Новороссийск, Геленджик, Батуми, Баку), куда отправился в поисках редких пород мрамора. В этот период наступил творческий кризис: не было качественного материала, подходящих помещений и оборудования для работы. Положение усугублялось обострением отношений с советской властью. Государственная политика накладывала свои ограничения: любое произведение искусства должно было соответствовать идеям нового мира. Эрьзя принял решение об эмиграции и в 1926 году уехал сначала в Париж, а оттуда — в Аргентину, где поселился в Буэнос-Айресе.

Почти четверть века (с 1927 по 1950) скульптор жил и творил на другом континенте. Он создал здесь более 180 произведений, часть из них разошлась по музеям и частным коллекциям многих стран мира. Эрьзя открыл для себя материал, с которым не расставался до конца жизни — породы субтропических деревьев кебрачо (или квебрахо), альгарробо, урундай. Эти породы отличаются высокой твердостью, обладают фактурным богатством и экзотической красотой.

Центром внимания художника становится Человек и жизнь его души. В Аргентине Степан Эрьзя выполнил серию портретов исторических личностей, мифологических, женских, интернациональных и национальных образов, а также работы так называемой психологической серии. Скульптор участвовал в местных выставках, на собственные деньги издавал брошюры о своем творчестве. В этот период созданы «Портрет Бетховена» (1929), «Лев Толстой» (1930), «Моисей» (1932), «Портрет аргентинской женщины» (1935), «Медуза» (1938), «Автопортрет» (1947).

В 1950 году Степан Эрьзя вернулся в СССР. Вместе с ним в Одессу на корабле прибыли его работы, которые скульптор привез в дар своему народу. Общий вес груза составлял около 75 тонн. Правительство выделило Эрьзе мастерскую в Москве, где он организовал постоянную выставку своих работ. В 1957 году скульптора наградили орденом Трудового Красного Знамени в связи с 80-летием со дня рождения и за многолетнюю деятельность в области изобразительного искусства.

Однако возвращение на родину и встреча с социалистической действительностью обернулось глубоким разочарованием, последние девять лет жизни Эрьзи, проведенные им в Москве, прошли в скитаниях, гонениях и нищете. Лишь в 1954 году состоялась его персональная выставка в Москве, но публика восприняла ее неоднозначно.

Степан Эрьзя умер 24 ноября 1959 года. Его похоронили в столице родной Мордовии — Саранске. Именем скульптора названы несколько художественных музеев, улицы в Москве и Саранске. В селе Баево, где прошло его детство, действует мемориальный дом-музей. В итальянском городе Каррара открыта памятная доска на доме пансиона Гарибальди на ул. Санта-Мария, где в 1914 году жил Эрьзя.

В Москве создан Международный фонд искусств им. С.Д.Эрьзи. Главная цель организации — поиск, изучение, сохранение и популяризация мирового творческого наследия выдающегося скульптора. В 2011 году в Генуе (Италия) под эгидой Фонда и при поддержке Генерального консульства РФ открыт центр «Русский дом искусства им. С.Эрьзи». В июне 2015 года открылся филиал в провинции Реджо-Калабрия.

В России работы мастера хранятся в собрании Русского музея в Санкт-Петербурге. Самой большой и уникальной коллекцией скульптур (свыше 200) обладает Мордовский республиканский музей изобразительных искусств им. С.Д.ЭрьзиРаботы скульптора размещены в электронной базе данных «Государственный каталог»

Дом русского зарубежья им. А.Солженицына неоднократно знакомил своих посетителей с жизнью и творчеством великого скульптора.

В 2011 году в библиотеке Дома была оформлена книжно-документальная выставка «Италия — дом нашей души», одна из ее страниц посвящалась С.Д.Эрьзе.

В 2016 году вышел документальный фильм «Степан Эрьзя. Возвращение гения» (режиссер Андрей Новоселов), который снимался в России, Аргентине и Италии. Картина дважды демонстрировалась на кинофестивале «Русское зарубежье» в ДРЗ.

В 2017 году в Доме русского зарубежья работала выставка «Скульптор Эрьзя и Южная Америка», подготовленная Международным фондом искусств им. С.Д.Эрьзи. Экспонировались произведения из коллекции эксклюзивных слепков работ мастера, оригиналы которых ныне находятся в частных и музейных собраниях России и стран Южной Америки, образцы дерева кебрачо, слепки рук и посмертная маска скульптора. В экспозиции были представлены фотографии и документы из архива Фонда, новые издания Фонда, а также изданные в разные годы альбомы и публицистический материал, включая первые книги о скульпторе на испанском и итальянском языках. В программу выставки входили документальные фильмы о жизни и творчестве С.Эрьзи и о международных проектах Фонда.

См. публикации о С.Д.Эрьзе в каталоге библиотеки Дома русского зарубежья. 

Надежда Егорова