20 лет со дня кончины Роже Вадима

11 февраля 2020 года — 20 лет со дня кончины Роже Вадима (настоящее имя и фамилия: Роже Вадим Племянников / Вадим Игоревич Племянников; 26.01.1928, Париж, Франция – 11.02.2000, Сен-Тропе, Франция, перезахоронен в Париже), кинорежиссера, сценариста, продюсера, актера, писателя, потомка русского эмигранта. Отец, Игорь Николаевич Племянников — представитель древнего рода русского дворянства, участник Белого движения, после Октября 1917-го эмигрировал во Францию и сделал там дипломатическую карьеру. Мать — актриса Мария-Антуаннета Ардилуз, была родом из Прованса. Их дети, Вадим и Элен, крещены в православной вере.

По сказаниям старинных родословных Племянниковы происходили от Салтанеича Яндоуганда Трегуба, выехавшего в XIV веке из Золотой Орды к великому князю нижегородскому и суздальскому Константину Васильевичу, который наделил его вотчинами. После крещения Трегуб получил христианское имя Василий, его сын Андрей Васильевич, прозванный «Племянником» князя, стал родоначальником фамильного древа, от прозвища Андрея Васильевича и пошел род Племянниковых. Представители рода Племянниковых были боярами, наместниками, стольниками и воеводами, а также занимали другие посты в древнерусском государстве. Род Племянниковых внесен в Дворянскую родословную книгу.

Детские годы Роже Вадима прошли в Египте и Турции, где его отец служил во французских дипмиссиях. После неожиданной смерти отца в 1937 году он с матерью и сестрой переехал из Турции во Францию, где, завершив среднее образование, начал заниматься актерским мастерством под руководством известного театрального режиссера и педагога Шарля Дюллена. Считая, что его русская фамилия Племянников слишком длинна и трудна для французского уха, он решил заменить ее понятным и простым псевдонимом Роже Вадим (фр. Roger Vadim). «В том, что касается воспитания и культуры, я, конечно, француз, — говорил он. — Но в отношении к жизни в отличие от французов-прагматиков я, видимо, скорее, русский».

С 1944 по 1947 год он учился в Институте политических исследований (Institut d`études politiques) при Парижском университете (Université de Paris), но бросил учебу в 19 лет, решив заняться писательством и актерской карьерой. Писал сценарии и диалоги для кино и телевидения. Играл небольшие роли в театре и одновременно работал журналистом в «Пари-матч» (Paris Match). В 1947 году написал первый роман и отдал его известному писателю Андре Жиду на рецензию. Роман успеха не имел, зато писатель познакомил молодого актера с режиссером Марком Аллегре, и тот предложил Роже Вадиму сотрудничество в качестве ассистента и сценариста. Их совместная деятельность продолжалась более 10 лет.

В 1952 году Роже Вадим женился на малоизвестной тогда актрисе Брижит Бардо, снявшейся до знакомства с ним в кино шестнадцать раз, и всё — безуспешно. В 1956 году он делает свой дебютный фильм «И бог создал женщину» со своей женой и с никому не известным тогда актером Ж-Л.Трентиньяном в главных ролях. Фильм стал культовым, сделав сразу и навсегда знаменитыми Бардо, Трентиньяна и, конечно же, самого Роже Вадима. Французские критики поначалу сочли фильм чересчур откровенным и провокационным, он подвергся осуждению Ватикана, однако после триумфа в США вернулся для показа на европейские экраны, завоевав ошеломительный успех. По сути, Роже Вадим содействовал расцвету таланта жены, помогая ей оставаться самой собой. Он дал ей роль, которая соединила вымышленный образ с тем, чем она была в жизни. Он сам нашел партнера для Брижит, который с первого взгляда ей не понравился. Но по ходу съемок ее отношение к нему менялось, как на экране менялось отношение героини к герою. Роже Вадим видел, как зарождалась любовь между ними, ведь Бардо по-настоящему влюбилась в Трентиньяна.

В 1957 году Роже Вадим и Брижит Бардо развелись, но сохранили добрые дружеские отношения. Фильмом Роже Вадима «Дон Жуан» (1972) Брижит Бардо завершила актерскую карьеру.

В 1958 году Роже Вадим женится на датской актрисе и манекенщице Аннетт Стройберг, которая сыграла в его фильмах «Опасные связи» и «Умереть от наслаждения». В том же году у них родилась дочь Натали (Наталия Племянникова). Со слов режиссера поначалу его жена не думала об актерской карьере, а потом он стал снимать фильм «Опасные связи» (по роману Шодерло де Лакло). Главные роли играли Жанна Моро и Жерар Филип. Аннет иногда приезжала на съемки и… захотела тоже сниматься. Она сыграла в этой ленте маленькую роль женщины, которая разрывается между необходимостью остаться верной мужу и страстью к другому мужчине. На эту роль требовалась артистка с чистым невинным лицом. Он рискнул, дал эту роль жене. Она сыграла очень хорошо. Потом сыграла еще в одной его картине, в фильме ужасов, роль женщины-вампира. В ней она снималась уже под именем Аннет Вадим, но большой известности не приобрела.

В 1960 году они развелись, после развода дочь осталась с отцом. В том же году 30-летний Роже Вадим знакомится с 17-летней Катрин Дорлеак, ставшей известной под псевдонимом Катрин Денев. Он пригласил ее в свой фильм «Порок и добродетель» с Анни Жирардо и Робером Оссейном в главных ролях. Потом он устроил ей другую роль — в фильме «Парижанки», где партнером Катрин стал певец Джонни Холлидей. Катрин Денев отмечала «исключительное обаяние Вадима, которое так неотразимо действует на женщин». «…Манера говорить, улыбка, голос... Я также бы отметила такое его качество, как русская щедрость. Она проявляется не только в постоянном стремлении помочь друзьям и близким в решении финансовых проблем, но и в его душевной широте, доброте. Наконец, это настоящий рыцарь, один из самых верных и преданных мужчин, которых я когда-либо знала. Вадим научил меня быть женщиной, личностью и жить в счастье». В 1963 году у них родился сын, Игорь Вадимович Племянников, известный как Кристиан Вадим, ставший впоследствии актером. Они жили в Сен-Тропе. Потом Катрин уехала на съемки фильма Жака Деми «Шербургские зонтики», сделавшего ее звездой. Роман с Денев, продлившись до 1965 года так и не закончился свадьбой (по воспоминаниям Роже Вадима, этому препятствовала бывшая жена Аннет Стройберг).

«Я отвожу себе скромную роль гранильщика бриллиантов, — говорил о себе Вадим. — Думаю, что делал это удачно. Судите сами: для образа Марианны — символа Франции, бюсты которой украшают все мэрии страны, французы выбрали за послевоенную историю двух моих женщин — вначале Бардо, а потом — Денев».

Знакомство с Джейн Фондой произошло случайно, Роже Вадим не обратил бы на нее внимание, если бы продюссер Кристиан Маркан не представил ее ему как дочь Генри Фонды. Сниматься в его фильмах она согласилась не сразу, а после отказов от двух его предложений. Его восхищала в актрисе ее уязвимость, скрытая под маской силы и веры в себя. Джейн Фонда сыграла в фильмах Роже Вадима «Карусель», «Добыча» и «Барбарелла». Снимать ее, признавался режиссер, было истинным удовольствием: она была внимательна к его указаниям, старательна, пунктуальна. У нее была прекрасная профессиональная подготовка. Все его усилия сводились только к тому, чтобы придать ей уверенность в ее внешних данных и в том, что она — незаурядная, глубокая личность. Они поженились в 1965 году, а в сентябре 1968 года у них родилась дочь Ванесса. Джейн Фонда любила говорить, что жизнь без цели — потерянная жизнь. Роже Вадим был с ней не согласен. Он не считал возможным и нужным ограничивать свою жизнь стремлением к определенной цели. Джейн увлекалась политикой, боролась за права женщин, индейцев, негров, против войны во Вьетнаме. Вадим не одобрял ее активных политических увлечений, и понимал, что это конец, но ждал, когда она сама скажет об этом. Они расстались в 1973 году. В дальнейшем Джейн много снималась в США, став двукратной обладательницей премии «Оскар».

Его четвертой женой (1975–1977) была Катрин Шнайдер, дочь и наследница крупного французского сталепромышленника, единственная из супруг Роже Вадима, которая никогда не снималась в кино. Она родила ему сына Ваню.

В 1990 году он женился в пятый и последний раз на 46-летней театральной актрисе Мари-Кристин Барро. Этот союз оказался счастливым для режиссера: «За эти годы мы ни разу не ссорились».

Вадим Игоревич Племянников скончался от рака 11 февраля 2000 года, в возрасте 72 лет. «Гениев было много, великих режиссеров было много. Режиссеров, которые женились на известных актрисах, было много. Но я довольно уникальный случай в области кино. Я не женился на звездах. Я встречал девчонок, которые были совершенно неизвестны никому. У них даже не было особо яркой внешности. С одной стороны, мне это приятно, ведь часть моего ремесла — создавать актрис. И уметь их найти. С другой стороны, это несколько затеняет мой талант режиссера. Но и льстит мне. Значит, у меня хороший вкус. И я умею делать женщину свободной, а не закрепощать ее», — считал Вадим Игоревич Племянников.

За свою жизнь он снял около 20 художественных фильмов, сыграл множество ролей, успешно работал на телевидении и ставил театральные спектакли. В последние годы жизни занимался литературной деятельностью, вышло несколько его книг, в основном мемуары и беллетризованная автобиография «От одной звезды к другой» (D’une étoile à l’autrе). Он дважды побывал в России — во времена хрущевской оттепели и в середине 1990-х годов и никогда не забывал о своих русских корнях, считая себя французом лишь наполовину.

Его сестра, Элен Племянникова, стала известным монтажером, работала в киноиндустрии с Нагиса Осима, Клодом Шабролем, Франсуа Трюффо, Луисом Бунюэлем. В одном из интервью она сказала: «В нас много всего намешано — мы и дерзкие, и нежные, и романтичные в одно и то же время. От смеха к слезам мы как истинные русские можем переходить почти мгновенно… То, что называется у нас русским шармом, без сомнения, присутствовало в его характере…»

(При подготовке статьи были использованы материалы различных интернет-ресурсов, в том числе, сайтов «Русский след в мировой истории», «Культурология.Ру», «ТАСС»,  «Вестник»«Хронотон» и другие).

В.Р.Зубова