70 лет со дня кончины В.И.Иванова

16 июля 2019 года — 70 лет со дня кончины Вячеслава Ивановича Иванова (28(16).02.1866, Москва, Россия – 16.07.1949, Рим, Италия), поэта, мыслителя, филолога, переводчика, представителя и теоретика русского символизма. Из семьи мелкого чиновника. Отец его был землемером. Воспитывала мальчика мать, Александра Дмитриевна Преображенская, от нее он перенял глубокую веру в Бога и любовь к московскому быту, она же научила его ценить и понимать поэзию. Вячеслав окончил Первую Московскую гимназию в 1884 году и поступил на историко-филологический факультет Московского университета. Пережил религиозный кризис, закончившийся неверием, попыткой самоубийства и увлечением революционными идеями.

После второго курса, в 1886 году, решив освободиться от революционной среды, оставил университет и уехал за границу с женой, Дарьей Михайловной Дмитриевской, где продолжил учебу в Берлинском университете. Под руководством О.Гиршфельда и Т.Моммзена он занимался в основном римской историей и философией. По окончании университета (1891) работал над диссертацией о римских откупах, которую закончил, но не защитил. В 1893 году встретил Лидию Дмитриевну Зиновьеву-Аннибал, ради которой в 1895 году оставил жену и дочь. В 1896 году он познакомился с Вл.Соловьевым, оказавшим на него огромное влияние: именно ему Вячеслав Иванович обязан своему возвращению к церковному исповеданию христианства. В конце 1902 года вышла первая книга Иванова «Кормчие звезды», после которой в среде символистов его стали называть мэтром. Поэт тогда жил за границей, лишь иногда приезжая в Россию.

По возвращении на родину в 1905 году Иванов и Зиновьева-Аннибал обосновались в Петербурге, где их квартира превратилась в знаменитый литературный салон «Башню», названную так из-за расположения квартиры, в которой одна из комнат находилась в башне. Там собирался весь петербуржский литературно-артистический бомонд и гости из Москвы, из русской провинции, из-за границы. Поэтические сборники Иванова, выходившие в Москве и Петербурге («Прозрачность» (М., 1904), «Cor ardens» (M., 1911–1912), «Нежная тайна» (СПб., 1913)), и теоретические выступления, собранные в книгах «По звездам» (СПб., 1909) и «Борозды и межи» (М., 1916), оказали решающее влияние на становление группы так называемых «младших символистов» («младосимволистов»).

«Младшие символисты» пытались преодолеть крайний субъективизм и индивидуализм творчества «старших». Если, по мысли Брюсова и Бальмонта, поэт — это прежде всего творец чисто личных и чисто художественных ценностей, то Белый и Иванов выступали в защиту теургии, т.е. преображения мира по законам искусства, в защиту соединения творчества и религии, искусства и мистики. В 1906–1908 годах из-за резкой полемики, возникшей в среде символистов, они разделились на «мистиков»-петербуржцев и «эстетов»-москвичей. Иванов и Блок стояли во главе первых, а вторые сплотились вокруг «Весов», руководимых В.Брюсовым. В конце 1900-х годов «младшие» — Белый, Иванов и Блок объединились вокруг московского издательства «Мусагет». Вместе с Анненским и Кузминым Иванов возглавлял журнал «Аполлон», выходивший в Петербурге с осени 1909 года.

В 1907 году от скарлатины умерла жена Иванова Зиновьева-Аннибал. Вячеслав Иванович был убежден, что после ее смерти он сохраняет общение с женой не только в памяти, но и в виденьях, снах, сеансах так называемого «автоматического письма» и что именно она указала ему на свою дочь от первого брака, Веру Константиновну Шварсалон, как на ее преемницу. Брак Иванова с падчерицей совершился в 1910 году. Весной 1912 года они уехали за границу, вернулись лишь к осени 1913 года в Москву, куда в 1910-е годы переместился центр религиозно-философской активности: Московское религиозно-философское общество памяти Вл.Соловьева и издательство «Путь» собрали наиболее близких единомышленников Иванова; основным его работодателем стало «Издательство М. и С.Сабашниковых», для которого он переводил Алкея и Сафо (М., 1914; 2-е доп. изд., 1915), Петрарку (М., 1915), Данте, Эсхила (переводы не завершены, опубликованы посмертно).

Падению империи Вячеслав Иванович не удивился, ибо «ветхое самодержавие» давно превратилось в «династическую литературу». В апреле 1917 года он написал «Гимн Новой России», однако реальное развитие событий перестало его устраивать: «Революция протекает внерелигиозно. Целостное самоопределение народное не может быть внерелигиозным. Итак, революция не выражает доныне целостного народного самоопределения». Иванов не скрывал, пока это было возможно, своего неприятия большевизма, печатал антибольшевистские статьи, сатирические стихи, но после консолидации большевистского режима занял лояльную к власти позицию. В 1918–1920 годы был одним из организаторов и руководителей театрального и литературного отделов Наркомпросса, читал лекции и вел занятия в Пролеткульте, в различных учебных заведениях, самодеятельных кружках и студиях.

Вокруг петроградского издательства «Алконост» и его журнала «Записки мечтателей» в последний раз объединились «младшие символисты»: Блок, Белый, Иванов, Ремизов. В этом издательстве вышли: поэма «Младенчество» (1918) и трагедия «Прометей» (1919). Книга «Переписка из двух углов» (1921) была написана совместно с М.Гершензоном. История ее рождения такова: в 1920 году «оба философа лежали в двух углах одной и той же больничной палаты, в самые страшные дни большевистской разрухи», между ними возникла переписка о судьбах культуры после революционного слома, они ее опубликовали. На рубеже 1918–1919 годов был создан один из самых знаменитых циклов Иванова «Зимние сонеты» (издан в Берлине в 1922 году).

Семья Иванова голодала в замерзающей Москве, в начале революции навсегда исчез один пасынок поэта, был схвачен ЧК другой, от голода и лишений умерла ближайшая подруга Зиновьевой-Аннибал, М.М.Замятина, более 20 лет бывшая домоправительницей и членом семьи Вячеслава Ивановича, в 1920 году умерла его жена Вера Шварсалон-Иванова. Поэт предпринимал настойчивые, но безрезультатные попытки выехать за границу. В 1920 году с детьми (Лидией — дочерью от Зиновьевой-Аннибал, Димитрием — сыном от Шварсалон) перебрался на Северный Кавказ, потом в Баку, куда был приглашен на кафедру классической филологии. Защитив здесь в 1921 году докторскую диссертацию «Дионис и прадионисийство», вел обширную культурно-просветительскую работу, написал шуточную «трагикомедию» «Любовь-Мираж», несколько стихотворений. Отказывался от приглашений друзей в Москву: «От меня... ничего больше не ждите, моя песенка оказалась спетой. Я даже разрешил себе душевную лень», — писал он Г.Чулкову 14 января 1923 года.

В мае 1924 года Общество любителей российской словесности пригласило Иванова в Москву на пушкинские торжества. Там с помощью А.Луначарского и О.Каменевой ему удалось выхлопотать командировку в Италию, и он с детьми в августе 1924 года покинул Россию. В первом же стихотворении, написанном в Риме, Иванов уподобил Россию сгоревшей Трое, а беглецов из России — спутниками Энея, вынесшим из пламени отеческих богов. Он считал себя связанным с Москвой не только материально, но и морально (потому что он обещал Луначарскому политическую лояльность за рубежом). М.Горький предлагал Иванову заведовать поэтическим отделом журнала «Беседа», поэт отдал «Беседе» свои «Римские сонеты», но журнал закрылся, не успев их напечатать.

17 марта 1926 года Вячеслав Иванов перешел в католицизм, не отказываясь от православных обетов. С осени 1926 года — профессор в Колледже Борромео в Павии. Работал там до 1936 года. Тяжело переживал гонения на церковь в СССР, чем объяснял свой отказ вернуться на родину. До 1936 года сохранял советское гражданство. С 1936 года Вячеслав Иванович — подданный Италии. Преподавал церковно-славянский язык в папских духовных школах, наблюдал за подготовкой русскоязычных переизданий Псалтири и Деяний и Посланий св. Апостолов.

С 1936 года стихотворения Иванова начинают регулярно печататься в парижском журнале «Современные записки». В 1939 году в Париже была издана поэма Иванова «Человек».

У него были встречи с Ж.Маритеном, Г.Марселем, Ш. Дю Босом, Дж.Папини, З.Р.Курциусом, М.Бубером, он печатался в утонченных журналах «Corona» (Мюнхен, Цюрих) и «Vigile» (Париж). Но связи, подразумевающей совместное действие с этими лицами и группами, у Иванова не возникло.

Многие стихотворения этого периода: «Римские сонеты» (1924–1925, 1936), «Римский дневник», состоящий из 118 стихотворений (1943–1944) — вершина русской лирики XX века, как и неоконченная прозаическая «Повесть о Светомире-царевиче», над которой он работал с конца 1920-х годов до самой смерти, последовавшей 16 июля 1949 года в Риме.

Похоронен на кладбище Тестаччо.

См. публикации Вяч. Иванова в каталоге библиотеки Дома русского зарубежья им. А.Солженицына.

       Москва

              А.М.Ремизову

Влачась в лазури, облака

Истомой влаги тяжелеют.

Березы никлые белеют,

И низом стелется река.


И Город-марево, далече

Дугой зеркальной обойден, —

Как солнца зарных ста знамен —

Ста жарких глав затеплил свечи.


Зеленой тенью поздний свет,

Текучим золотом играет;

А Град горит и не сгорает,

Червонный зыбля пересвет.


И башен тесною толпою

Маячит, как волшебный стан,

Меж мглой померкнувших полян

И далью тускло-голубою;

Как бы, ключарь мирских чудес,

Всей столпной крепостью заклятий

Замкнул от супротивных ратей

Он некий талисман небес.


В.Р.Зубова