Вечер памяти кинорежиссера Сергея Параджанова

З. Саргсян
крайние спарава: В.А. Москвин, М.Х. Бузник
Л. Григорян
М. Бузник
А. Антипенко


З. Саргсян
крайние спарава: В.А. Москвин, М.Х. Бузник
Л. Григорян
М. Бузник
А. Антипенко


2 октября 2019 года в Доме русского зарубежья им. А.Солженицына состоялся вечер памяти выдающегося кинорежиссера Сергея Параджанова.

…Кадры его фильмов порой обжигают глаза: пурпур, золото, блеск ожерелий и огненное узорочье — на армянском ли архалухе, на славянском ли сарафане… На экране — богоподобные люди в древних национальных одеждах, где каждая деталь полна сакрального смысла и вписана умелой рукой режиссера в возникающее по его команде изображение. Это и есть его живопись — живое письмо художника Параджанова, создающего свои полотна путем выразительных средств кинематографа и — гением своего воображения… Эти живые картины — один из подвластных ему жанров наряду со скульптурой, коллажами, инсталляциями, и все это разнообразие произведений подлинного искусства говорит со зрителем одним и тем же выразительным языком — полным образного символизма и поэтического прочтения действительности…

Почтить память кинорежиссера, ставшего в советское время одним из основателей нового, «поэтического кинематографа», в Доме русского зарубежья собрались почитатели его творчества, друзья и коллеги, в том числе ведущий вечера, создатель и директор музея Сергея Параджанова в Ереване Завен Саргсян. Завен Саркисович долгое время был личным фотографом своего кумира, а после его кончины посвятил свою жизнь увековечению памяти о нем, в том числе, подготовив к изданию книгу «Сергей Параджанов. Изоляция» (Ереван, 2018).

Еще в молодые годы, рассказал З.Саргсян, Параджанов «знал, что он гений». «Режиссер не может опускаться до зрителя, зритель должен подняться до режиссера», — часто говорил он тем, кто упрекал его творчество в сложности символического ряда. Картина «Тени забытых предков», добавил директор музея, — сегодня лучший фильм об Украине, а «Цвет граната» — об Армении…

Памяти Параджанова посвятил свое выступление его коллега, автор книги о кинорежиссере из серии ЖЗЛ «Параджанов» и фильма «Код Параджанова», режиссер Левон Григорян. Прежде всего, Л.Григорян поприветствовал энтузиазм и мужество Завена Саргсяна, создававшего ереванский музей в условиях тяжелейшего экономического кризиса 90-х годов прошлого столетия.

Л.Григорян сотрудничал с С.Параджановым во время работы над фильмом «Цвет граната», первоначально носившим название «Саят-Нова» — по имени и в честь знаменитого армянского поэта. С большим сожалением Левон Рачикович говорил о вмешательстве советской цензуры в съемочный процесс, изрядно сократившей картину и лишившей ее самых ярких и значительных эпизодов.

Несколько лет назад, продолжил Л.Григорян, ему удалось найти негатив с выброшенным из фильма материалом и смонтировать шесть «совершенно новых новелл», которые не вошли в «Цвет граната»…

С воспоминаниями о С.Параджанове выступил и его коллега, оператор Александр Антипенко, снимавший кинопробы к незавершенному фильму режиссера «Киевские фрески». А.Антипенко рассказал, в том числе, и о близкой творческой дружбе Сергея Параджанова с Андреем Тарковским, которого считал «молодым гением нашего русского кино». И в жизни, следовало из рассказа оператора, Параджанов не переставал мыслить образами и создавать символические декорации к событию, каким стал для него, например, выход выдающегося фильма Тарковского «Иваново детство»…

Собравшихся в большом конференц-зале ДРЗ поприветствовал и почитатель С.Параджанова, один из организаторов памятного мероприятия, поэт Михаил Бузник, рассказавший о том, как отмечает Франция 95-летний юбилей знаменитого кинорежиссера, чье творчество вошло в национальную и мировую культурную сокровищницу…

Завершился вечер показом документальной киноленты Патрика Казальса «Сергей Параджанов» (1986, Франция), снятой еще при жизни Сергея Иосифовича. Еще не тронутый жестокой болезнью художник говорит о себе и о перипетиях судьбы, задумывается и дурачится, творит и отдыхает, — сын антиквара, потерявший все, но оставивший нам драгоценность своих творений…

Ирина Тишина